Источник: ООО «ИД Свободная пресса»
На рассмотрение Госдумы внесен законопроект, согласно которому так называемые красивые автомобильные номера можно будет приобрести не по блату или за взятку, а абсолютно законно. Правда, три семерки или три девятки на бампере обойдутся автовладельцу в сто раз дороже обычной госпошлины, взимаемой при получении государственных регистрационных знаков.
«ГИБДД теряет право выдавать номера с красивой комбинацией цифр или, например, из серии АА по своему желанию, — пояснил «СП» один из авторов документа, депутат от «Справедливой России» Михаил Сердюк. — Порядок получения таких номеров будет определяться регламентом. К уже действующему размеру госпошлины в 1500-1800 рублей за выдачу госномера по индивидуальному заказу вводится повышенный коэффициент 100. То есть «красивый» номер обойдется где-то в 150-180 тысяч рублей».
По мнению авторов документа, такая схема позволит не только пополнить бюджет страны, но и минимизировать коррупционную составляющую при выдаче государственных регистрационных знаков.
«Зачем бороться с тем, с чем во всем мире уже давно смирились и даже научились извлекать пользу?» – задается вопросом Сердюк.
Он напомнил, что практика получения «красивых» номеров в официальном порядке широко применяется как в странах Европы, США, Англии, так и юго-восточных регионах, где за повышенную оплату подобная госуслуга стала доступной. Самый дорогой регистрационный знак продали в Арабских Эмиратах в 2008 году. За номер с цифрой «1» покупатель заплатил пошлину в 14,5 млн. долларов.
В Великобритании «красивые номера» продают с аукциона уже двадцать лет. За этот срок на желании автолюбителей выделиться государство заработало более полутора миллиардов фунтов стерлингов.
У нас за номер с «хитрой» комбинацией фанаты готовы «негласно» выложить от нескольких тысяч рублей до десятков тысяч долларов.
«Такая практика не только увеличивает число скрытых поборов (квалифицируемых по уголовному законодательству, как взятки), но и порождает негативные коррупционные настроения в обществе в отношении органов МВД России, вызывая законное возмущение законопослушных граждан», — отмечается в пояснительной записке к законопроекту.
«Сотрудник ГИБДД уже не сможет выдавать «красивые номера» по своему усмотрению – друзьям, сватьям и т.д. По обычному тарифу они никому не достанутся, — говорит Сердюк. — Хочешь? Плати и получай. Система учета электронная, поэтому из реестра номер может быть исключен только автоматически, когда за него получена госпошлина».
«СП»: — То есть, обмануть систему не получится?
- Если какой-то сотрудник ГИБДД и захочет продать из-под полы эти номера, у него будет потом возможность несколько лет подумать о своем ошибочном поступке в местах не столь отдаленных, когда будет шить там варежки.
«СП»: — А не приведет ли подобная практика к тому, что к обладателям таким номеров со стороны дорожных инспекторов будет особое отношение. Они просто не заходят связываться с владельцев «крутого» номера, если он что-то нарушит.
- А кто-то наоборот говорит, что если человек заплатил 150 тысяч, то гаишники его еще больше будут штрафовать или взятку вымогать.… Все это несерьезно. Я бы сказал, мы даже девальвируем ценность этого номера. Но главное, деньги-то уходят ни куда-то там налево, а в государственный бюджет. Сейчас часто дискутируют, как пополнять бюджет. Но пока кроме сборов и пошлин по системе акцизов ничего не придумали.
«СП»: — Куда предполагается направить вырученные средства?
- Мы предлагаем их привязать к ремонту дорог, к дорожному фонду. В будущем фиксированная стоимость будет заменена открытыми интернет-аукционами, что позволит собирать от продажи номеров больше средств. В Бюджетный кодекс тогда можно будет внести изменения и сделать эти деньги целевыми.
Член координационного совета межрегиональной ассоциации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов уверен, что депутатская инициатива, по сути, позволит поставить крест на нелегальной торговле «красивыми номерами»:
- Логика проста: если есть спрос, то всегда будут предложения. Но лучше в данном случае предложения будут пополнять городской или федеральный бюджет, чем развивать «черный рынок». Принципиальных минусов я здесь не вижу. Они, возможно, связаны лишь с услужением какого-то процесса регистрации, с какими-то техническими моментами, когда аукционы придется устраивать. Что касается возможного противодействия со стороны ГИБДД, то, думаю, определенное, конечно, противодействие будет. Но если мы говорим о главном руководстве, то оно заинтересовано в том, чтобы меньше было коррупции, и здесь противодействия быть не должно.
За счет вырученных средств, по мнению Холодова, «логично было бы пополнять дорожный фонд»:
«Понимаете, автомобилистам просто было бы не так обидно тратить эти далеко не маленькие деньги, понимая их целевое предназначение».
«Я однозначно за то, чтобы продажу «красивых номеров» легализовали, — прокомментировал подготовленный депутатами законопроект председатель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. – Потому что бороться в данном случае абсолютно бессмысленно – это уже доказали многие страны. Тут либо нужно уголовное наказание очень строгое за продажу номеров, либо – легализовать сам процесс. Проще и разумнее сделать так, чтобы номера действительно покупали. То есть, чтобы деньги шли в казну. Как только система начнет работать, тогда есть смысл обсуждать ее, дорабатывать и т.д. Но сама по себе аукционная схема, я считаю, не самая плохая. В данном случае все будет зависеть от того, насколько открыто, все будет проводиться. Вся информация должна быть в Интернете, в открытом доступе.
«СП»: — Можно оценить, хотя бы приблизительно, какая сумма будет пополнять бюджет, если законопроект будет одобрен?
- У нас ежегодно на учет ставится примерно несколько миллионов автомобилей. Из этих миллионов – 10 % номеров можно продавать. Умножьте это всего на сто тысяч, будут очень серьезные деньги.
Рассмотреть законопроект о легализации продажи автономеров депутаты планируют в осеннюю сессию. В случае принятия, новые правила должны вступить в силу с 1 января 2014 года.
По словам Михаила Сердюка, документ уже получил положительную экспертную оценку, в том числе и со стороны нынешнего руководства ГИБДД. Тем не менее, предугадать судьбу законопроекта достаточно сложно. Несколько лет назад с подобной же инициативой выходил депутат 5-го созыва Михаил Гришанков. Но тогда она не получила развития.
Из досье «СП»
Громкий скандал из-за «красивых номеров» разразился осенью прошлого года в Забайкалье. На продаже «дефицита» тогда поймали главного гаишника края Сергея Уханова и его заместителя Александра Федорова, которые за выдачу водительских удостоверений без сдачи экзаменов и за оформление «престижных» автономеров заработали на взятках больше миллиона рублей. Причем, Уханов не гнушался брать мзду и бытовой техникой.